Программа Занкова

Печать
Программа Занкова

Программа Занкова

Система Занкова – это одна из образовательных систем, разрешенных к использованию в начальной школе, наряду с другими программами, например, «Школа 2100» Петерсон, «Гармония» Истоминой, «Начальная школа XXI века» Виноградовой, и так далее. Читая официальные описания разных педагогических систем, трудно бывает уловить их различия, так как каждая, безусловно, стремится внушить ученикам любовь к учебе, труду, способность преодолевать трудности и самостоятельно добывать знания. Но и в практической жизни школ не всегда можно оценить достоинства и недостатки любой программы, так как тут на первый план выходят именно достоинства и недостатки учителя, работающего по какой-либо системе.

   Поэтому, первое и главное, о чем должны думать родители, выбирая школу, в которую пойдет их малыш – это, все-таки, личность учителя, а не название программы, по которой он собирается учить.

   В теории, система Занкова предполагает, что знания не должны преподноситься детям «в готовом виде» - их нужно «добыть». То есть, учителем скорее задается проблема, задача, решать которую дети должны самостоятельно, конечно, под руководством педагога. На уроке проходит дискуссия, спор, в котором рождается множество мнений, из которых постепенно выкристаллизовывается знание. Таким образом, интеллектуальное движение идет в порядке, обратном традиционному: от сложного – к простому.

  Дополнительными особенностями программы Занкова можно считать высокую скорость прохождения материала, обилие заданий для проработки. Этот довольно сложный процесс должен быть максимально динамичен и разнообразен – ученики часто посещают выставки, музеи, библиотеки, проводят время вне класса.

Отзывы о программе Занкова

  Как мы уже упомянули выше, педагогическая система на бумаге, и то, что реально может предложить детям школа, это зачастую диаметрально противоположные явления. Можно смело сказать, что о данной системе, как и о других, не существует двух одинаковых мнений. Но если попытаться как-то резюмировать отзывы о программе Занкова, можно выделить следующие группы:

  • Программа Занкова очень сложная – дети получают неподъемные домашние задания, родители сидят вместе с ними до глубокой ночи, пытаясь успеть выполнить все требования. Учебники содержат множество недочетов и грубых ошибок.

Вывод: нужно переводиться в школу или в класс, где обучение проходит по другой системе.

  • Программа Занкова очень сложная, но это подготовит ребенка к трудностям дальнейшей жизни. Заданий много, но дети постепенно привыкают и успевают выполнять их самостоятельно. Есть очень интересные учебники, а есть – полные ошибок и опечаток.

Вывод: надо постараться закончить младшую школу по этой системе, чтобы быть готовым к старшей школе.

  • Программа Занкова не сложнее остальных – домашних заданий не так уж и много, ребенок быстро справляется с ними. Никаких отличий от традиционного обучения, особенностей родители не замечают. Учебники – не хуже прочих.

Вывод: можно учиться и по этой системе.

  • Программа Занкова – чудо современной педагогики. Дети учатся с интересом, родители – в восторге.

Вывод: система Занкова – подарок судьбы.

   Нетрудно заметить, что эти отзывы говорят не столько об особенностях программы, сколько о способностях и склонностях детей, внимании и тревожности их родителей, профессионализме и человеческих качествах педагогов. В идеале, она должна служить стимулом к развитию каждого ученика, не разделяя детей на «сильных» и «слабых». Но на практике часто происходит именно отбор в «занковские классы», то есть, учителя и психологи заранее отсеивают детей, которые не склонны к самостоятельному мышлению и деятельности. Таким образом, они подрывают самые основы данной системы, декларирующей личностный подход к каждому – любому – ребенку.

  К сожалению, даже наличие множества разрешенных к использованию в начальной школе программ не может преодолеть главной проблемы образования: роли личности в процессе обучения. Школа, не имеющая возможности выбирать и отбирать педагогов, стимулируя талантливых и человечных учителей, а также увольняя профнепригодных педагогов, не может и обеспечить равный уровень преподавания конкретных программ. Поэтому их отличия, как правило, остаются только теоретическими.

___________________________________________________________________

Статья была полезна и помогла Вам? - Помоги и нам! - Поделись ссылкой на статью в одной (или всех) из социальных сетей! Спасибо! :)


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Присоединяйтесь!

Нашли очепатку?

  • Выделите текст
  • Нажмите Shift + Enter
  • Отправьте нам уведомление
  • Спасибо!

Спасибо, что были тут! и... Возвращайтесь! Надеемся мы были Вам полезны! 10% от прибыли сайта мы направляем на благотворительность. Будьте добрее! :)

Лиза Алерт - Поиск пропавших детей на территории Москвы и Московской области - lizalert.org