Программа Занкова

Программа Занкова

Программа Занкова

Среди наиболее популярных инновационных направлений в образовательной системе важнейшее место занимает так называемая система Занкова. Она была разрешена к внедрению в начальной школе наряду с такими аналогами, как «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века». Очевидно, что идеальной среди них нет – именно этим обусловлено их огромное количество. Однако все они объединены, в общем-то, схожими целями и даже средствами их воплощения. В официальных документах о каждой из этих систем написаны почти идентичные фразы: программа призвана привить любовь к учебе и труду, научить младшего школьника добывать знания самому, с минимальным участием педагога, развивать личность и ее творческие способности.

Главные отличия программ друг от друга становятся явными не в теории, а на конкретном примере, в деятельности самого педагога, который выбрал тот или иной стиль преподавания и ориентацию. Именно это должно быть ориентиром для родителей в выборе школы и класса, ведь личность учителя будет иметь намного большее влияние, нежели выбранная программа.

Одним из основных тезисов, иллюстрирующих ключевые засады программы Занкова является следующий: знания не преподносятся учителем, а добываются самим учеником. Задача опытного педагога – правильно сформулировать проблему, за решение которого школьник берется самостоятельно, однако, обязательно под мудрым, но не столь значительным руководством учителя.

Истина порождается во время дискуссии – это второй тезис программы Занкова. Из огромного количества мнений, изъясненных за время поиска путей решений проблемы, постепенно находится верный ответ, он же – новая информация, добытое максимально самостоятельно знание. От более сложного в простому – так должен строиться результативный процесс обучения за советским психологом Занковым.

Еще одна отличительная особенность этой системы состоит в быстром усвоении материала и множестве различных упражнений и необычных заданий. Большая скорость и разнообразие создают атмосферу, которая способствует не статическому и унылому изучению чего-либо, а динамичной работе, активному пониманию нового материала. Особенно эффективными видами работы считаются посещение выставок и музеев, походы в библиотеку и другие внеклассные виды занятий.

Отзывы о программе Занкова

Если говорить о том, насколько результаты воплощения основных принципов программы соответствуют тому, как ее расписали в теории на бумаге, окажется, что не все можно воплотить в жизнь. Учитывая многолетний опыт педагогов-практиков, можно выделить несколько основных моментов, говорящих позитивных и негативных сторонах данной программы:

  • программа довольно сложная: большое количество материала отводится для домашней работы, причем ученики сами не всегда в силах ее сделать в полном объеме;
  • кроме неподъемных заданий, учебники, который написаны специально под программу, содержат очень много ошибок и недочетов, что является весомым минусом, перекрывающим плюс – уникальность и развивающий характер заданий;
  • сложность системы дает и весомые преимущества: это хороший подготовительный этап к формированию умения преодолевать препятствия в будущем;
  • многие утверждают, что в каждой из обучающих систем можно найти сложные моменты, и та же программа Занкова содержит их не больше, чем другие;

Как видно, основным препятствием для эффективного осваивания знаний по этой системе является ее сложность. И если ученик «не успевает», то его приходится переводить в более слабый класс с иными, как правило, традиционными методами обучения. Ведь не у всех родителей есть время помогать детям в решении не очень-то легких домашних заданий. С другой стороны, при успешном обучении и максимальном соблюдении вышеупомянутых принципов , школьник будет на сто процентов готов к сложностям, которые ждут его в старшей школе.

Критикуя или расхваливая систему Занкова, необходимо брать во внимание множество субъективных факторов: тревожность родителей, личностные качества педагога, желания и реальные способности школьника. Это направление в психолого-педагогической науке предусматривает то, что школьный класс не будет делиться на «слабых» и «сильных», а у всех детей будет одинаковый стимул добывать знания. Но, как показывает практика, чаще происходит жестокий отбор в так называемые «занковские» классы – классы, где собирают детей, у которых четко выражена способность самостоятельно мыслить и работать. А это уже грубое нарушение принципа личностного подхода к каждому ребенку, который и должен лежать в основе любого направления.

К сожалению, разнообразие уникальных учебных систем, предназначенных для начальной школы, не способно на сегодняшний день разрешить одну из центральных проблем современного образования в школе – личность и процесс обучения. Чтобы создать условия для развития каждого ребенка, школы должны отбирать по истине профессиональных педагогов – людей, которые и покажут настоящие отличия одной системы от другой.

Комментарии  

Petra
+7 # Petra 23.09.2010 14:06
Обучалась по данной системе 3 года начальной школы, в итоге 5-й и частично 6-й классы были повторением... В итоге наш класс был самым сильным до окончания школы! про трудности сейчас особо не помню...
Ответить | Сообщить модератору
Еврейка
-1 # Еврейка 05.07.2011 18:48
Если Родителям важна работа, а ребенок "должен сам учить свои уроки", то эта программа не подойдет. А если Вы и ребенок - одно целое, то любую программу усвоите. Удачи.
Ответить | Сообщить модератору
Андрей
-5 # Андрей 08.08.2012 09:45
Согласен, тоже занимался по ней начальные классы. 5,6,7 классы пролетели незаметно, все было легко. Но это еще и от учителя зависит. Наш класс был самым сильным, когда как те, которые обучались по традиционной, были дибилами и ничего не изменилось. Сам живу в почти в Тюмени, дак вот 70% моего класса, могли поступить в хороший ВУЗ, а 30% из этих же 70, могут поступить в Москву или в Питер. А в традиционной, люди дальше своего города и не уехали, а жаль, потому что валить надо было.
Ответить | Сообщить модератору
Дмитрий
+28 # Дмитрий 18.09.2012 19:23
Итак, после того как Занков отписался с 3-х разных имен, хочу добавить ложку реальности.
Господа, вы о чем говорите?!
Для вступления: сам школу закончил с медалью, универ - с красным дипломом. Участвовал в олимпиадах по информатике и математике, занимал призовые места неоднократно (не только по школе). Сейчас работаю программистом, заведующим отделом. У меня большой опыт "математичской направленности" . Меня повергают в шок некоторые задания, которые приносит мой ребенок. Я сижу, иногда, и строю какие-то нереальные схемы, пытаясь просто определить, что же хотел сказать автор. Как, как восьмилетний ребенок, может ЭТО понимать?! Моя жена по профессии - учитель младших классов и английского языка. Работает не по специальности. Она в шоке с заданий по русскому языку. Добавлю, что не повезло с учителем - дети на уроке свободно разговаривают и ходят. Может быть, если бы она разжовывала нормально, сама понимая что к чему, было бы и по-другому. Но, с другой стороны, что мы хотим ожидать от образования, если учебники каждый год перепечатываютс я, переставляя задания местами, чтобы нельзя было использовать учебник прошлого года - это простой тупой бизнес, еще один метод отъема "бабла" у нас с вами каждый год. Лично я от "Программы З" - в шоке.
Ответить | Сообщить модератору
ckc
+14 # ckc 19.09.2012 14:00
У нас сейчас 2 класс по системе Занкова. Вынос мозга извращенным способом....Зад ания делаем до 12 ночи. Ребенку нет времени на игры,и дополнительные кружки....Учите ля в школе толком ничего не могут сами объяснить. (но сразу сказали сколько нужно заплатить за учебники и рабочие тетради). Уважаемые родители! перед первым классом узнайте, нет ли в вашей школе системы Занкова..... и если есть-БЕГИТЕ ОТ ТУДА БЫСТРЕЕ!!! не портите детям психику и не убивайте то небольшое количество свободного времени которое есть у вас и вашего ребенка (если есть)!!! Любите и уважайте своих детей!
Ответить | Сообщить модератору
Ольга
-12 # Ольга 18.10.2012 18:17
Мой сын учился по программе Л.В. Занкова. ЭТО просто КЛАСС, а не программа!!! Ребёнок учился с интересом,бежал с удовольствием в школу. Каждый день что то новенькое узнавал. Конечно, от учителя много зависит! В Омске школа №120 Ларина Лариса Александровна. Мы очень ей благодарны! Спасибо её ОГРОМНОЕ!!!!Жал ь, что в 5 классе программу не продолжают в нашей школе...
Ответить | Сообщить модератору
Ольга
-6 # Ольга 18.10.2012 18:23
Мой сын учился по программе Занкова. Ребёнок развитый, учился хорошо, САМ, с удовольствием бежал в школу, на уроки максимум час, объясняли хорошо! В классе 6 отличников, мой в эту группу не входил. Канечно, от учителя многое зависит! В нашей школе г. Омск, школа №120 Ларина Лариса Александровна - КЛАСС! Огромное её спасибо!!!! Рекомендуем!
Ответить | Сообщить модератору
Алина
+8 # Алина 24.11.2012 11:38
[если 5-й и 6-й классы повторение после системы Занкова, то есть ли смысл все это учить в начальной школе?
Ответить | Сообщить модератору
олег
+18 # олег 21.01.2013 20:38
У нас дочь уже два года по этой системе учится. Если быть точнее то мы с женой , делаем уроки и т.д.Сколько надо было выкурить чтобы написать такую программу для детей.
Ответить | Сообщить модератору
нина
+5 # нина 28.01.2013 10:58
Цитирую Еврейка:
Если Родителям важна работа, а ребенок "должен сам учить свои уроки", то эта программа не подойдет. А если Вы и ребенок - одно целое, то любую программу усвоите. Удачи.

ну конечно ребенок и родители одно целое а кто кормить будет этого ребенка не задумались А ?
Ответить | Сообщить модератору
нина
+7 # нина 28.01.2013 11:04
Цитирую Еврейка:
Если Родителям важна работа, а ребенок "должен сам учить свои уроки", то эта программа не подойдет. А если Вы и ребенок - одно целое, то любую программу усвоите. Удачи.

идиотская программа, родители бегите от нее это вынос мозгов у ребенка, это мучение ребенка, это из нормального ребенка делают олигофрена, так , что если хотите оставить ребенка нормальным бегите от этой не нормальной программы, занков сам был шизофреником, а наше министрество образования просто существует для галочек, и отписок.
Ответить | Сообщить модератору
нина
+9 # нина 28.01.2013 11:11
то что чей то сын бежал сам в школу на уроки , не верьте , большинство детей не бегут а убегают из школы и не хотят потом учится вообще так что не обманывайте народ уважаемая Ольга. звезду вам в лоб. я этого занкова точно бы побила был бы живой .
Ответить | Сообщить модератору
нина
-5 # нина 28.01.2013 11:13
[quote name="Ольга"]Мо й сын учился по программе Занкова. Ребёнок развитый, учился хорошо, САМ, с удовольствием бежал в школу, на уроки максимум час, объясняли хорошо! В классе 6 отличников, мой в эту группу не входил. Канечно, от учителя многое зависит! В нашей школе г. Омск, школа №120 Ларина Лариса Александровна - КЛАСС! Огромное её спасибо!!!! Рекомендуем![/quote
но вы сочинять вам сколько заплптили или кто вас попросил такую идиотскую программу защищаете вы случайно сами не того , а то могу и вас полечить
Ответить | Сообщить модератору
наиля
+11 # наиля 28.02.2013 22:56
программа на грани шизофрении! мой сын учиться по ней 3 год. Это просто бред какой-то!, .Такое чувство, что автор писал задания в состоянии глубокого наркотического опьянения. В смысл заданий вникаешь не сразу, каждый прочитавший задачу понимает её по-своему. Естественно ребёнок не в состоянии сам справиться с таким "гениальным" домашним заданием. Решение домашних заданий по математике превратилось в пытку для меня и сына, сидим до поздна,
Сегодня, при решении очередной задачи, я была готова порвать учебник! Если бы знала, что нас ожидает, ни за что бы ребёнка не отдала бы учиться по этой программе!!!
Ответить | Сообщить модератору
Любовь
+19 # Любовь 04.03.2013 16:30
Программа Занкова похожа на один известный анекдот про Чапая!!!! (Тактический план сражения при помощи картошки). Как можно учить ребенку в 1 классе разновидности углов???? (это программа 6-7 классов), если он не имеет понятия о транспортире??? Зато на пальцах учителя как это могут объяснить, вот это и есть принцин картошки Чапая. Тупая программа, такое ощущение что господин Занков выпускник палаты № 6.
Ответить | Сообщить модератору
Елена
+2 # Елена 25.03.2013 16:12
Программа отличная. Материал преподносится в доступной для ребёнка форме. Дети учатся с удовольствием! От учителя зависит многое. Конечно, на дом нужно задавать то, что ребёнок сможет сделать сам, а все трудности разбирать на уроке с учителем.
Ответить | Сообщить модератору
Елена
+1 # Елена 26.03.2013 20:44
Учимся второй год по этой системе.В классе три отличника,малыш один из них.Учеба дается легко,все зависит от учителя-насколь ко он "болеет работой и детьми".Нам в этом повезло-свою Людмилу Васильевну мы и наши дети обожаем,как говорится "учитель от Бога".Хотя я сама эту систему просто ненавижу-задани я для ненормальных и извращенцев,уче бники такие же.Нам просто повезло-малыш одаренный,а главное все дорабатываем в школе с учителем,поэтом у проблем почти не возникает.Главн ое,что хочу сказать-это программа для сильных детей,тех кто послабее-она просто раздавливает морально и физически.Не стоит школам поддаваться "веяниям моды".
Ответить | Сообщить модератору
виталий
+1 # виталий 07.05.2013 22:05
Приготовьтесь сразу, что двойки и тройки на контрольных, будет нормальным делом. Ребенок без помощи родителей, сам, с трудом будет с ними справляться. У меня дочь в 3 классе скатывается на тройки(учим всей семьёй) и так пол класса. :-x
Ответить | Сообщить модератору
Елена
+4 # Елена 24.05.2013 12:10
Заканчиваем 2й класс по системе Занкова.Програм ма очень трудная,монитор инги ещё сложнее,но все дети в классе справились хорошо.Мой и ещё 2 деток выполняли мониторинг повышенной сложности,справ ились отлично.Большое спасибо Людмиле Васильевне за её адский труд и терпеливость к каждому малышу в классе.Не побоюсь повторить страшна и сложна не сама система-она действительно очень сильно развивает интеллект детей(хоть я её и не долюбливаю),важ ен УЧИТЕЛЬ,который сможет или нет её правильно донести ребёнку!Просто есть с чем сравнивать-пара ллельный класс учится по этой же системе,но увы,даже неглупые дети её не тянут и далеко отстают от наших троечников.В качестве поощрения за нелёгкий учебный год вчера возили на экскурсию детей на Кавминводы.Все в восторге!Опять же-спасибо за организацию классному руководителю.Же лаю за лето Людмиле Васильевне хорошо отдохнуть и следующий учебный год отучить наших детей на таком же высоком уровне. :lol: :P
Ответить | Сообщить модератору
Ирина
+2 # Ирина 26.05.2013 23:07
Мой "ребёнок" в аспирантуре учится, но начинал своё образование по системе Занкова в Лицее управления г. Красноярска. :D Учился хорошо, меня хоть учебники и изумляли-но молчала-думала: новое-всегда хорошо...На уроках дети изучают, что такое МОРАЛЬ,ПРАВО,КО НТРАСТЫ-а на переменках как обычные дети кричат:"ТЫ КОЗЁЛ..." Но-чем дальше в лес-тем толще партизаны..В средних классах вместо физики-химии то естествознание, то еще какие-то предметы (не помню уж сейчас). А у меня рос откровенный, чистопородный ТЕХНАРЬ-весь в меня. После седьмого класса забрала его из лицея и перевела в обычную общеобразовател ьную школу, работающей с 8 класса Аэрокосмическим Университетом. Оказалось-отста ем мы со своим экспериментальн ым образованием по физике от обычных школ...Купила учебники Перышкина-и за два месяца сами изучили два бездарно пропущенных в системе Занкова года...Итог-у сына 2 высших образования, аспирант, работает программистом.Д етей своих по системе Занкова учить не будет.. И Я ЭТОМУ РАДА!!!!!!!!!
Ответить | Сообщить модератору
Виктория
0 # Виктория 14.06.2013 08:22
ужас!!! мы записались в ближайшую школу- там программа Занкова. я с 8.00 до 20.00 - работаю. Ребенок и так не хочет в школу (в 1 класс) :eek:
Ответить | Сообщить модератору
Наталья
-2 # Наталья 20.06.2013 13:35
Система хорошая! Надо только родителям хотеть с детками вместе ее изучать. Она поучительна и для родителей. Плохо что рабочие тетради находятся не дома, а в школе. Забрала тетради и с ребеном занимаюсь сама. Очень даже интересно и для ребенка, и для меня. А мне 61 год. И это не от недостатка ума. Система Занкова предполагает наличие ума, а не отсутствие онного. Простите - никого не хотела обидеть.
Ответить | Сообщить модератору
Дмитрий
+4 # Дмитрий 20.06.2013 14:23
"Для родителей она поучительна" ))) Для бабулек, напрочь забывших советскую школу, сидящих дома с внуками; бабулек, которые от нехера делать учатся заново, она может и поучительна. Простите, никого не хотел обидеть.
И, кстати, нам рабочие тетради выдаваЛИ (да-да, прошедшее время, ура), так вот "училка", по другому ее не назовешь, не видела и половины ошибок.
А на одно из заданий "училка" не знала ответ. На английском языке составляется стишок, про нечто, способное летать и петь, кататься на кошке, нечто маленькое и милое, черное и красное. Надо угадать кто это. Мы нарисовали ladybird. А это тупое создание ребенку ПОКРУТИЛО У ВИСКА, сказала никому такое не говорить. На вопрос ребенка, а кто это тогда, она ответила, что не знает. Может и хорошая программа, хз, но не с нашими российскими реалиями.
Ответить | Сообщить модератору
Виктория
0 # Виктория 24.06.2013 12:48
пока не знаю, хороша или плоха программа. Поступили только в 1-й класс гимназии. Выбора программы нет, т.к. специализация именно по этой. Ходили на подготовительны е курсы. Многие задачи нам, родителям, казались странными, но ребенок со временем стал разбираться в них лучше нас. Тест ГОШ, который обязателен в дет.саду в начале подоготовительн ой группы и перед выпуском из нее, показал значительный прогресс за год по всем критериям, а по логике - в особенности. И еще. Чем объяснить, что родители, чьи дети учатся по этой программе, приводят и младших в эту же школу на эту же программу?!
Ответить | Сообщить модератору
Елена
+6 # Елена 13.09.2013 14:06
Мамочки и папочки не создавайте себе и своим деткам проблем! Программа сложная, на выполнение домашнего задания уйдет весь вечер, а утром опять в школу и так весь год.
Ответить | Сообщить модератору
Виктория
0 # Виктория 14.09.2013 23:09
Отучилась по системе, занкова, в моем времени, программа была экспериментом, очень помогла, развивает логику.
Ответить | Сообщить модератору
егор
+2 # егор 14.10.2013 21:35
:-x :-x :-x :-x :-x сложновато
Ответить | Сообщить модератору
Дмитрий
+9 # Дмитрий 15.10.2013 08:40
Цитирую Виктория:
Отучилась по системе, занкова, в моем времени, программа была экспериментом, очень помогла, развивает логику.

Ваш комментарий как нельзя лучше характеризует результат обучения. Ошибки в пунктуации, в построении сложноподчиненн ых предложений, написании имен собственных, но при этом уверенность в положительности программы.
Ответить | Сообщить модератору
ольга
+2 # ольга 25.10.2013 11:08
все, хватит! бедный ребенок, 2 г издевалась, постоянно эти слезы и нервы. сейчас только перевела его на традиционку. надеюсь на лучшее
Ответить | Сообщить модератору
Елена
+1 # Елена 09.11.2013 05:03
Выбирали учителя, а не программу, оказалось второй год учимся по Занкову. Программа интересная, требует повышенного внимания родителей к ребенку, в начале было трудно. Сейчас ребенку нравится, программу усваивает быстро,пишет грамотно, уравнения решает в уме, двухзначные числа тоже складывает в уме.
И очень важно понимать, что это начальная школа- фундамент. Закладывается само мышление ребенка, а покажет оно себя потом в бессознательной форме.
Ответить | Сообщить модератору
Юрий Александрович
+4 # Юрий Александрович 13.11.2013 21:09
Мое мнение о системе Занкова - имеет право на существование, но, ограниченно и по желанию. Не для широкого применения. Главная проблема этой системы в ОТСУТСТВИИ ГРАМОТНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСА В ЗАДАНИЯХ, УПОРЯДОЧЕННОСТИ ТЕМ ОБУЧЕНИЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛ. Не понятно, для чего ребенок должен искать ответы вместе с родителями? Это воспитывает семейный командный дух или лишает ребенка самостоятельнос ти и утверждает чувство неуверенности? ЧЕМ БЫЛА ПЛОХА СИСТЕМА ТРАДИЦИОННОГО СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ? Почему большая часть родителей ждет СКОРЕЙШЕГО окончания этого эксперимента?
Ответить | Сообщить модератору
Елена
+1 # Елена 17.11.2013 03:14
Цитирую Елена:
Мамочки и папочки не создавайте себе и своим деткам проблем! Программа сложная, на выполнение домашнего задания уйдет весь вечер, а утром опять в школу и так весь год.

Мы в своё время и по традиционной программе тратили не мало времени на выполнение домашних заданий. Программа сложная,там немного по-другому дают детям знания. Но...Всё зависит от ребёнка. Некоторым детям и традиционная программа будет тяжела. А вообще... Детя то особо не в курсе какие программы были раньше. Они воспринимают то, что им преподают. Время нынче другое, и детей учат мыслить иначе.
Ответить | Сообщить модератору
Дмитрий
-1 # Дмитрий 03.04.2014 12:03
Программа не включена в федеральный реестр на 2014-2015 уч.год. :-*
Ответить | Сообщить модератору
Светлана
+1 # Светлана 07.04.2014 19:05
Леонид Владимирович Занков - психолог, закончил свою деятельность в 1977 году и к современным учебникам не имеет никакого отношения! Он работал с проблемными по здоровью детьми и его главные принципы - развитие активности детей и высокой степени самостоятельнос ти! А еще связь теории с окружающим миром. Сложность надумана современными методистами под лозунгом якобы инноваций!!!!
Ответить | Сообщить модератору
эльмира
-1 # эльмира 08.04.2014 08:02
Цитирую Дмитрий:
Программа не включена в федеральный реестр на 2014-2015 уч.год. :-*

Я, огорчена , что не включили программу в федеральный реестр, я хотела, чтоб мой ребенок учился именно по этой системе обучения.
Ответить | Сообщить модератору
Екатерина
+2 # Екатерина 08.04.2014 09:49
Господа))) Ну смешно же) Почитайте форумы про 2100 - почти слово в слово. А знаете, почему? Потому что образовательные стандарты одинаковы для всех. И все программы переписаны по ним. В том числе традиционная. У меня дочь в 1 классе - по Занкова. Все хорошо. Не все получается идеально, но недавно она сама написала доклад про первобытных людей. Сама, значит - сама, сидела в библиотеке с еще тремя одноклассниками , все писали свои темы. От нас нужно только проверить. Правда, лабораторные по окружающему миру вместе делаем) Вот недавно сходили в лес - птиц фотографировать . Сложность надумана, в том числе самими учителями. Как справедливо заметили, выбирать надо не программу, а учителя. По возможности)
Ответить | Сообщить модератору
ксения
0 # ксения 08.04.2014 13:15
Скажите,пожалуй ста, про программу Эльконина - Давыдова
что хорошего можете сказать, просто мне надо выбрать между Эльк. и Занкова , любая информация для меня очень важна, заранее благодарна.
Ответить | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить