Классический горячий батик

горячий батик

Возможно, вы уже узнали, что такое батик, его историю происхождения и методы его создания.

В этой статье мы расскажем о классическом методе горячего батика, который применялся на островах Индонезии. Батик, созданный по этому традиционному методу, считался на острове Ява священным и его носили как амулет.

Холодный батик возник значительно позднее классического горячего, он проще и предпочтительней для первого знакомства с техникой батик. О технике холодного батика вы также можете узнать на razuznai.ru, а может быть, и уже прочитали о нём.

Итак, расскажем о горячем батике.

Выбор и подготовка ткани для батика

 Ткань для батика применялась натуральная, например, хлопок или шёлк. Ткань должна впитывать воск, который применяется для резервирования. Ткань также должна быть с большим количеством нитей (плотно тканная), это важно для передачи рисунка хорошего качества.
Ткань, которая использовалась для батика, промывалась и варилась в воде много раз, чтобы удалить все следы крахмала, извести, мела и других материалов. До внедрения современной техники ткачества, ткань толкли деревянным молотком и гладили горячим железом. После этого она становилась гладкой и мягкой, что способствовало лучшему резервированию воском. Сейчас с современными методами производства тканей все эти предварительные обработки можно опустить. 

Инструменты для батика

Несмотря на то, что искусство батик достаточно сложное, инструменты для создания батика очень просты.

Чантинг

чантинг 

Чантинг - считается чисто яванским изобретением. Это небольшой медный контейнер (иногда называемый восковой ручкой или пером) с привязанной короткой бамбуковой ручкой. Медный контейнер наполняется расплавленным воском, и ремесленники используют чантинг для создания воскового рисунка на ткани. Обычно он составляет порядка 11 см в длину.

Wajan - это контейнер, который содержит расплавленный воск. Чаще всего она делается из чугуна или керамики. Он помещается над небольшим кирпичом, углём или горелкой. Воск постоянно находится в расплавленном состоянии во время работы художника.

Воск 
Искусство батик пользуется различными свойствами воска. Обычный воск, используемый для батика, состоит из смеси пчелиного воска и парафина. Для увеличения клейкости могут быть добавлены смолы или же животные жиры для повышения текучести. 
Воск должен поддерживаться при определённой температуре. Слишком холодный воск засорит носик от чантинга. Чрезмерно горячий - будет течь слишком быстро. Перед работой ремесленники часто продувают носик чантинга, чтобы очистить его от любого мусора.

Нанесение рисунка

Традиционно набросок рисунка выводился на ткани углём или графитом. В традиционных образцах батика используются шаблоны, полученные в течение поколений. Очень редко ремесленник настолько опытен, что может работать по памяти, без нанесения предварительного рисунка перед воскованием. Зачастую рисунок наносится на ткань по трафарету. Другой метод нанесения рисунка батика на ткань – положить ткань на стеклянный стол, освещенный снизу так, чтобы рисунок просвечивался через ткань. В настоящее время на крупных заводах нанесением рисунка батика занимаются, как правило, мужчины.

Воскование (резервирование)

После того, как рисунок нанесён на ткань, она будет готова к воскованию. Воск наносят на ткань в тех местах, где по задумке цвет ткани должен оставаться неизменным.

резервирование 

Воск наносится чантингом. Ткань, с которой работает мастер, натянута на лёгкие бамбуковые рамы для того, чтобы воск мог быстро охладиться и застыть. 
Чантинг следует держать почти в горизонтальном положении, чтобы предотвратить любую возможность случайного разлива воска на ткань. Носик чантинга не прикасается к ткани, он находится чуть выше её. Восковать следует с обеих сторон ткани, т.к. рисунок батика должен быть идентичен с обеих сторон.

Наиболее опытные мастера, как правило, делали первое самое сложное резервирование. Крупные области ткани могли быть поручены менее опытным мастерам. Ошибки очень трудно исправить, и если воск случайно разлит по ткани, его удаляют вначале горячей водой. Затем нагретым железным стержнем с изогнутым концом снимают оставшийся воск. Но полностью удалить пролитый воск практически невозможно, поэтому следует быть очень и очень аккуратным.

Покраска

После первого резервирования ткань готова к первой красительной ванне. Традиционно окрашивание делалось в глиняных ваннах. Сегодня большинство фабрик по производству батика используют большие бетонные ванны.

Итак, ткань погружается в первую ванну для окраски первым цветом. То количество времени, которое ткань остаётся в ванне, определяет тон цвета. Тёмные насыщенные цвета требуют более длительных периодов или многочисленных погружений. Затем ткань погружают в холодную воду для застывания воска. 
Если ранее зарезервированная воском область требует покраски на следующих этапах, то воск снимается небольшим ножом и горячей водой. Потом эта часть крахмалится, прежде чем ткань снова красится.

Если хочется добиться мраморного эффекта, то воск умышленно трескается для того, чтобы краска могла проникнуть через крошечные трещины. Традиционно, трещины были признаком низкокачественного батика. Однако на батике коричневого цвета мраморный эффект допускался.

Разноцветный батик требовал гораздо большей работы, чем одно или двуцветные образцы. Это отражалось и на цене батика. 

По окончанию окраски воск, нанесённый для резервирования, удалялся.

Рекомендации для Вас: