Аттракция

Аттракция

Что такое аттракция?

 Аттракция  - это восприятие привлекательности, притягательности одного человека перед другим. Термин имеет латинские корни и происходит от слова «attrahere» - «притягивать, привлекать». Чаще всего, понятие «аттракция» используют в своей работе психологи. Но сегодня это слово вошло в обиход большинства людей, которые увлекаются социологией, самопознанием, анализом человеческих отношений. Известно, что симпатия формируется как результат психо-эмоционального расположения одного человека, обусловленного проявлением тех или иных качеств другого.

Межличностная аттракция

Межличностная аттракция – это предпочтение одних людей другими. Говоря иными словами, это делает понятным, почему одни люди могут быстро найти контакт друг с другом и начать эффективное общение, а другие – нет. Психологи провели серию исследований по изучению межличностной аттракции на различных стадиях знакомства людей: попадание в одно помещение, непосредственно знакомство, непродолжительное пребывание в одной комнате. Ученые выяснили, что первое мнение является основообразующим для выстраивания общения. Первое мнение складывается у человека в первые секунды знакомства. Первое впечатление о человек складывается по его поведению, жестам, запаху, внешности. После периода первичного оценивания наступает этап его подкрепления и отрицания другими факторами. В общем понимании этого слова, человеку нравятся люди, которые наделены благоприятными качествами, а их поведение отвечает его ожиданиям. В то же время степень восприятия напрямую зависит от интенсивности реакции человека на определенный раздражитель.

Факторы аттракции

Различают внутренние и внешние факторы аттракции. Они также делятся на несколько категорий.

Внешние факторы аттракции – это те, которые не имеют явной связи с процессом общения людей:

  • Как человек умеет поддержать беседу, его общительность, привлечь внимание, сильно ли у него желание понравиться и поддерживать дружеские отношения с окружающими людьми. Это так называемая потребность человека к аффилиации, от которой зависит мнение о нем у других людей. Зависимость здесь прямопропорциональная: чем выше степень аффилиации, тем выше интерес к нему.
  • Каково эмоциональное состояние человека. Аффилиация находится в прямой взаимосвязи с психологическим состоянием человека. Хмурый человек меньше интересует людей, чем жизнерадостный и веселый.
  • Пространственная близость – чем ближе люди находятся друг к другу во время разговора, тем активнее проходит аттракция.  В то же время неуместная близость может вызывать негодование и агрессию, поскольку будет восприниматься как нарушение личных границ. Интимная зона распространяется на 0,5 метра от человека, дружественная – на 1,5 метра, публичная – на 3 метра и более. 

Внутренние факторы аттракции – это те, которые формируются во время самого общения людей:

  • Физическая привлекательность – внешне красивый человек более располагает к общению, чем непривлекательный.
  • Стиль общения – главный фактор. Как человек ведет себя в разговоре, в каком тоне общается – все это привлекает или отталкивает собеседников. Хамство, грубость, нетактичность отпугнет людей даже от самого внешне привлекательного человека.
  • Лучше сходятся люди одного круга, статуса, стиля жизни, разделяющие одни увлечения.
  • Статистика утверждает, что часто мы выбираем людей, которые наделены теми или иными качествами, которыми не обладаем сами.
  • Поддержка – собеседник, выражающий эмпатию, делающий комплименты, озвучивающий благодарность более приятен.

Формирование аттракции

 Аттракция формируется на основе того, что каждый сигнал, который поступает человеку от органов чувств, а также эмоции и ощущения сохраняются в памяти определенное количество времени. След может быть негативным, позитивным или нейтральным.  При этом каждый сигнал партнера оказывает на нас то или иной влияние. Поэтому каждый человек неосознанно, на уровне инстинктов создает положительный или отрицательный образ каждого человека. Поэтому, изучив основы психологии и аттракции, можно существенно влиять на восприятие своей персоны обществом или конкретным человеком. Для этого нужно лишь намеренно посылать ему нужные невербальные сигналы. 

Приёмы аттракции

О том, какие приемы аттракции можно использовать в целях достижения той или иной цели, мы скажем далее. Используют их чаще всего с целью манипуляции подсознанием человека. 

Приёмы аттракции:

   «Имя собственное» - называйте имя собеседника как можно чаще. В большей степени, это касается сотрудников на рабочем месте. Человек всегда с удовольствие слышит, как звучит его имя, особенно в сочетании с отчеством и из уст руководителя.

   «Расстояние» - в общении важно правильно выбрать дистанцию, на которой Вы будете находиться от своего собеседника. При знакомстве недопустимо пересекать границу интимной зоны, а при повседневном общении не стоит отстраняться от партнера на большое расстояние.

   «Пространственное расположение» -  в процессе общения нужно правильно выбрать способ подойти к каждому человеку. Психологи говорят, что для коллег оптимально находиться сбоку друг от друга, поскольку прямая позиция может вызвать ненужную агрессию. Поэтому часто подсознательно коллеги передают друг другу документы сбоку, а начальнику, напротив, прямо.

   «Зеркало души» - чаще улыбайтесь. Улыбка и открытый взгляд творят чудеса.

   «Золотые слова» - чаще говорите собеседнику приятные слова, делайте комплименты, подчеркивайте его важность и правильность его выбора или решения.

   «Терпеливый слушатель» - каждому человеку время от времени нужно выговориться. Не перебивайте его, слушайте молча, периодически кивая и показывая, что Вы его понимаете.

   «Жесты» - используйте жесты, которые расположат Вас к собеседнику. Люди, которые симпатизируют друг другу, копирую жесты собеседника, его мимику, начинают подражать ему в разговоре. Если хотите вызвать интерес к себе, то незаметно копируйте жесты партнера.

  «Личная жизнь» - интересуйтесь жизнью своего собеседника, спросите его о хобби или увлечениях. При каждой будущей встрече спрашивайте о его успехах в том или ином деле.

Рекомендации для Вас: